Вновь собираясь в особенно дорогую моему сердцу страну, я надеялась на этот раз немножечко, самую малость почувствовать себя «аборигеном», ведь благодаря счастливому стечению обстоятельств и моим замечательным новым знакомым у меня появилась возможность провести несколько дней в центре Амстердама, смешавшись с его разношерстным населением, вдохнуть голландский воздух полной грудью и попробовать эту жизнь на вкус.
А компанию мне составил хозяин моего гостеприимного дома, пушистый житель Амстердама Крокет, тоже в свою очередь подаривший мне интересный опыт сосуществования с котом. Хотя вообще по жизни я «собачник», но это знакомство убедило меня в том, что в моем доме вполне может поселиться и кот-:)
Я всегда испытываю необъяснимый трепет в полете, любуясь проплывающими под крылом самолета пейзажами. Вот и в этот раз, наблюдая аккуратно расчерченные поля и стройные ряды ветряков далеко внизу, я вновь ощущала радостное биение сердце в предвкушении встречи с любимым городом.
И немного надеялась увидеть с воздуха цветущие поля, но для этого, увы, было немного поздновато — середина мая-:)
Тем не менее, в Амстердаме вовсю царила весна, повсюду на улицах что-нибудь цвело, и в свежем, умытом весенним дождем воздухе витали ароматы свежей листвы и цветов.
Пробежавшись по знакомым уголкам города, я, конечно же, заглянула в особо полюбившиеся.
Одно из таких мест Raamgracht, хоть и не может похвастаться чем-то особо интересным, но есть в этом маленьком канале в сердце города какая-то особая прелесть.
Сюда впервые меня занесло случайно в 2009-м, когда еще не зная города и торопясь к своему автобусу, везущему меня к мечте в Ливерпуль, я заблудилась и запаниковала. Но, оказавшись среди этих плавучих домиков, неожиданно вдруг успокоилась и нашла верное направление. И особенно мне тогда запомнилась одна баржа на канале, в особенности тем, что при своем довольно брутальном облике, она демонстрировала большую стеклянную люстру при входе в нее-:)
И год спустя, когда я вновь гуляла по улицам города, ноги вновь привели меня в это место. Во все свои последующие разы я уже специально приходила поздороваться с городом именно сюда-:) Вот и в этот раз, оказавшись здесь, я подошла к старой знакомой барже, и увидела ее хозяина — подтянутого европейца, возвращающегося с утренней пробежки. Думаю, он не оценил лучи добра, которые я в этот момент посылала ему и его дому-:) А люстра была все еще на месте!-:)
Другое такое «место силы» для меня в этом городе — Reguliersgracht с его многочисленными изгибами мостов, старыми фонарями и несимметричными домами, словно повторяющими все изгибы набережной. Здесь особенно хорошо вечерами, когда исчезает автомобильный трафик, и тишину нарушают лишь пение черных дроздов в кронах деревьев да шорох велосипедных шин на брусчатке. После поездки в 2010-м году получился довольно атмосферный ролик о таком Амстердаме.
А сейчас просто маленькая зарисовка о встрече с таким же любимым, как и родной Санкт-Петербург, городом Амстердамом:
Вспоминая же об основателе моего родного Санкт-Петербурга, нельзя не упомянуть о местечке Заандам неподалеку от Амстердама.
Ведь именно здесь в августе 1697 инкогнито поселился русский царь во время своего визита в Голландию, и именно здесь он под именем Петра Михайлова поступил плотником на одну из судоверфей, чтобы учиться корабельному делу. Ведь перед государем тогда стояла задача создать мощный военный флот. И для переписки во время своего путешествия по Европе Петр использовал особую сургучную печать, на которой была надпись: «Я ученик и ищу себе учителей».
Заандам (а во времена Петра Первого этот городок назывался Саардамом) славился лучшими корабельными верфями, да и Голландия в то время была одной из самых сильных из развитых морских держав.
Петр поселился в доме морского кузнеца Геррита Киста, с которым был уже знаком ранее, поскольку тот приезжал работать в Россию.
В то время в голландских домах не было отдельных комнат-спален, кровати располагались в жилых помещениях и представляли собой шкаф с обустроенным спальным местом. И что интересно, в средневековье во многих местах было принято спать полусидя, якобы это было полезно для здоровья, так как кровь не приливает к голове. Вот и русский царь ночевал в таком шкафу-кровати.
Можно себе только представить, какое неудобство, возможно, он испытывал при своем росте-:) Говорят, когда домик осматривал Наполеон, он сказал: «Для великого человека ничто не бывает малым». Утверждают также, что на стене рядом с кроватью есть даже автограф императора. Тут надо сказать, что весь дом исписан сотнями посетителей теперь уже исторической ценности-:)
Кроме работы на верфи, Петр активно осматривал производственные постройки Заандама, его мастерские и мельницы, изучал иноземные технологии и всячески наматывал на ус голландский опыт. Его появление, конечно, привлекло к себе внимание, и очень быстро инкогнито царя было раскрыто. Его узнали! И от назойливого внимания было никуда не деться. Говорят, самому приставучему голландцу Петр влепил затрещину, а толпа ухохоталась: «Браво, ты пожалован в рыцари!»
Такое внимание к царской персоне мешало делу, и, проведя в Заандаме всего неделю, Петр отбыл в Амстердам, а потом в Англию постигать кораблестроение дальше, но за это время он, хитрец такой, успел нанять для работы в России более 800-сот классных специалистов: плотников, инженеров, художников и ремесленников, а также отправить на родину немало моделей различных механизмов и машин — мельничных, ткацких, прядильных. Все на пользу Отечеству!
В домике Петра Первого побывало немало высоких гостей. В 1814 году император Александр I, будучи в Заандаме, посетил приют великого царя, где установил над камином мраморную доску с надписью «Petro Mayno. Alexander». А мне очень приглянулись старинные голландские изразцы, смотритель сказал, что они подлинные.
В 19-м веке домик Петра был подарен Анне Павловне Романовой, ставшей супругой короля Нидерландов Вильгельма II Оранского. Для старого и обветшавшего дома был сооружен сначала каменный футляр, наподобие конструкции, защищающей наш домик Петра в Петербурге. А уже позже историческая ценность была подарена Александру III, он и воздвиг вокруг домика большое кирпичное здание с крышей.
А Петр I потом еще неоднократно бывал в Заандаме, но не останавливался здесь надолго. И что-то мне подсказывает, что ему в Голландии очень нравилось-:) Прочитала интересный факт, что очевидцы тех событий утверждают, будто «Петр, выпив, не раз говаривал: «Сбегу я от вас! Лучше в Голландии часовым мастером быть, чем у вас царем!»
Василий Жуковский, побывав у домика царя, написал позже: «Над бедной хижиною сей витают Ангелы святые: Великий князь, благоговей! Здесь колыбель империи твоей, здесь родилась великая Россия!»
Вероятно, благодаря историческому факту 1697-го года, неподалеку от домика Петра, расположился и так называемый «русский квартал», улицы которого названы в честь известных русских деятелей, самые известные из которых Толстой и Меньшиков. Прогуляться по этому району любопытно и приятно, все та же уютная ухоженность двориков, но архитектурная стилистика немного иная, чем в других частях города.
Ну, и, конечно, не могу не упомянуть об этом здании прямо у вокзала. Когда я проезжала Заандам в 2010-м году, оно только достраивалось. Теперь же это даже и не одно здание, а целый стилизованный квартал, самой большой доминантой которого является эта постройка с нагромождением фасадов традиционных голландских домов прошлого, словно бы кто-то составил кучу домиков один на другой-:) Необычное решение, правда? Немного прянично, но несомненно интересно. А один домик отличается по цвету, он синий. И это отсыл к написанной в Заандаме художником Моне картине «Голубой дом», вдохновившись которой архитектор задумал для постройки отеля такую неоднозначную архитектурную конструкцию-:) Интересно было бы переночевать в этом месте!
С такими мыслями я вернулась ночевать в цветущий и благоухающий ароматами Амстердам, к своему подопечному другу, которому уже было, что рассказать в этот первый день пребывания в Голландии.